Нас ожидает забвение (1rock, 3(5) июнь 2009)

[Назад к списку]

Вот уже более 15 лет творческий дуэт композитора-мупьтиинструменталиста Тило Вольфа и вокалистки Анне Нурми тешит и забавляет поклонников готического металла со всех частей света. В чем-то однообразные и предсказуемые, а в чем-то революционные Lacrimosa хороши и новыми, и старыми работами. Несмотря на скромность проекта, редко мелькающего на первых строчках рейтингов или новостей, без этой группы мир музыки был бы иным.
2009 год ознаменовался возвращением Lacrimosa в плееры, компьютеры и музыкальные центры меломанов: очередной альбом, озаглавленный Sehnsucht, заставил себя долго ждать, но наконец-то вышел. К этому событию и приурочена сегодняшняя беседа 1ROCK с лидером Lacrimosa. Несмотря на формальный повод, нам удалось поговорить о глубоко личном отношении музыканта к своему творчеству и искусству в целом. Тило Вольф по-прежнему остается человеком, умеющим свести деловые расспросы к неземным материям...

Что для тебя важнее: эксперимент, открытие новых горизонтов или продолжение работы в избранных творческих рамках, в сложившемся формате?
Tilo: Эксперимент, однозначно. Я не хочу застрять в одном стиле или переигрывать одну и ту же песню на протяжении всей карьеры. Мое кредо - поиск новых путей самовыражения через музыку.

Свежий альбом Sehnsucht - чем он стал для группы с точки зрения личностного и музыкального развития?
Tilo: Для меня как музыканта столь сложная и всеобъемлющая работа была серьезным шагом вперед. Учитывая то, что почти на всех инструментах я играл сам. эта запись стала своего рода экзаменом для моих музыкальных способностей. В личностном же плане пластинка является продолжением моей души - так же, как и все предыдущие. Часто слушаю этот альбом ночами. Полное освобождение и релаксация; я растворяюсь в музыке...

Немногие музыканты признаются в том, что слушают по ночам собственные альбомы...
Tilo: Ну, я доволен тем, как нам удалось справиться с записью и всеми сопутствующими вопросами. Проделана огромная работа. Хотя в какой-то мере это было проще, чем раньше: никому не надо ничего объяснять, сам сел и сыграл. Альбом очень близок мне, я чувствую эту связь.
Еще свежа память об эмоциях, которые были вложены в песни. Так что по завершению сведения этот диск на какое-то время стал моей любимой записью, моим детищем и моей игрушкой, к которой хотелось возвращаться снова и снова...

На Sehnsucht есть практически все, что встречалось на ваших прежних альбомах. Но в этот раз музыка как-то проще, что ли... или мне кажется?
Tilo: Я не знаю, сложнее или проще новый альбом. Я бы выразился иначе: он более радикален. Гитарные, роковые части жестче, чем когда-либо раньше у Lacrimosa, а нежные, эмоциональные песни - еще более чувственны.

Сколько времени заняло написание песен? Я так понимаю, вы приступили к сочинению не сразу после Lichtgestalt (2005), а лишь год спустя, закончив все туры.
Tilo: Вообще да, после Lichtgestalt мы очень много времени провели в турне, так что возможности полноценно творить попросту не было. Вернувшись, мы сработали DVD Lichtjahre, и только после этого я засучил рукава и стал претворять в жизнь накопившиеся музыкальные зарисовки. Это было осенью 2007-го. Материал сочинялся и дорабатывался чуть ли не до самого последнего момента. Например, четвертую песню на альбоме, «Feuer», я сочинил, когда запись была уже практически завершена. В общем, Sehnsucht - это полтора года нашего неторопливого и вдумчивого труда.

Как правило, тексты Lacrimosa - нечто большее, чем просто слова. Чему посвящена лирика на этот раз?
Tilo: На этом альбоме слушатель имеет дело с чем-то вроде «концепции настроения», и она заложена в названии альбома - Sehnsucht, по-английски «yearning» или «longing» (по-русски нечто вроде «сильного желания», «томления», «тоски» -прим. авт.). Каждая песня передает определенный аспект, определенную сторону этого чувства, а общее настроение альбома пропитано духом томления, фрустрации и желания недостижимого.

Сюжеты и образы выписаны из личного опыта?
Tilo: Абсолютно верно, я всегда пишу о вещах, которые переживаю или когда-то пережил. Это общее правило для моего творчества: я всегда выражаю что-то очень дорогое, что тронуло и оставило след в моей душе.

На альбоме есть песня «I lost my star in Krasnodar» - этот российский город тоже наследил?..
Tilo: Ну... это... (Мнется.) Воспоминания, которые я привез оттуда, - это мой личный туровый сувенир.
Я написал эти строки в гостиничном номере в Санкт-Петербурге, уже после концерта в Краснодаре. Эта песня - о том, э-э-э... что случилось там, и о людях, к тому причастных. (Вдаваться в подробные расспросы я не стал, позволив Тило рассказать ровно столько, сколько он хотел сообщить - прим. авт.) С другой стороны, эта вещь - посвящение нашим русским фэнам. Я всегда ощущал доброту и позитивную энергию, идущие от русской публики, всегда хотел подарить ей нечто особенное - наконец, такая возможность представилась.

Ты сказал, что способен писать лишь о том, что испытал сам. Позади уже столько песен... Нет недостатка в новых переживаниях?
Tilo: О, нет, с этим никогда не было проблем! Для меня важно держать все в себе, коллекционировать в памяти какие-то встречи, чувства, события, мысли, чтобы время от времени доставать их оттуда. Ведь некоторым переживаниям нужно время для того, чтобы полностью вызреть. Как раз такой опыт имел место при сочинении Sehnsucht: я писал не только о «свежем», но и о событиях, произошедших много лет назад. Словно боялся думать об этом раньше, боялся переживать какие-то вещи вновь.

Похоже на изгнание внутренних демонов в свое собственное творчество...
Tilo: Это отличный шанс отпустить что-то, успокоить себя, рассчитаться с воспоминанием и дать ему уйти. Пережить его еще раз и оставить в прошлом, чтобы оно больше не тревожило. Своего рода очищение через музыку.

Если сравнивать новую программу с остальными дисками Lacrimosa, какому из них, на твой взгляд, Sehnsucht ближе в эмоциональном плане?
Tilo: Никогда не думал об этом... Наверное, к Elodia. Эти пластинки в чем-то близки в плане эмоционального воздействия и по силе заложенной концепции. Elodia - это любовь, а Sehnsucht - томление, желание, духовная жажда. Эти чувства могут быть одинаково сильны, одинаково пьянящи и одинаково убийственны.

Не могу не заинтересоваться символизмом артворка Sehnsucht. На фоне безлюдного лесного массива арлекин поджигает вставшую на дыбы лошадь вместе с обнаженной наездницей - и все это, как обычно, набросано чуть ли не от руки серым карандашом... Что за дела?
Tilo: Этот самый арлекин с факелом разжигает пламя, которое символизирует силу тоски, «Sehnsucht». Лошадь олицетворяет мощь, сипу и свободу этого чувства: оно прекрасно в своей неумолимости, способно завести куда угодно. Всадница - это, с одной стороны, связь с Эподией (альбом Elodia 1999 года, концептуально посещенный любви - прим. авт.), которая умерла 10 лет назад и вернулась, чтобы показать, что страсть может быть сильнее смерти. С другой стороны, это отсылка к пластинке Satura (1993), где слушатель впервые встречается с ней...

Ты и вправду считаешь, что тоска по кому-либо или чему-либо может приносить освобождение?
Tilo: У всего есть положительные и отрицательные стороны. Тот же Интернет: с его появлением стали возможны самые удивительные достижения, равно как и появилась возможность причинить столько вреда... То же самое с тоской: из разрушающей. подтачивающей эмоции она может превратиться в позитивную мысль и энергию, если настроиться на достижение цели. Если, конечно, тебе действительно нужна сила, чтобы дойти до конца пути. Иначе ты рискуешь превратиться в раба этого чувства, как многие люди.

Даже самое безнадежное томление, как и все в этом мире, есть красота, а красота - освобождающая сила сама по себе. Я верно трактую твои слова?
Tilo: Да, именно так.

Вообще символы, фигурирующие на обложках Lacrimosa, довольно немногочисленны, как и количество используемых цветов. Женщина, клоун, все эти черно-белые арлекиновские тона...
Tilo: Главное - в сочетании черного и белого, в игре противоположностей. Это как наша музыка, объединяющая созидательные эмоции и деструктивную агрессию. «Черное и белое», «рай и ад», «хорошее и плохое», «успехи и поражения» - противоположности, соприкосновение которых порождает жизнь. Но это в динамике, а в статике, когда время останавливается, важны лишь полюса. Все остальное - не более чем опенки серого,

У тебя собственный лейбл, Hall of Sermon, среди подписантов которого были Love Like Blood, Evergray, Dreams Of Sanity... Насколько затраты по распространению и пиару релизов Lacrimosa оправдывают себя сегодня?
Tilo: Помнится, в 1994 году, когда уже существовал Hall of Sermon, мы выпустили сингл Schakal и - позже - четвертый альбом Lacrimosa Inferno. В попытках «пристроить» их на более крупные лейблы я общался с боссами многих контор, и все речи сводились к следующему: «Это не готика и не металл. Массы не станут такое слушать, а я не возьмусь это выпустить». Так что если бы я не организовал лейбл и не выпустил эти альбомы, их никто бы и не услышал. И готик-метал не был бы таким, как сейчас. Так что, думаю, своя выпускающая компания была верным решением в те годы - она позволила мне не ограничивать и не подстраивать свое творчество ни под вкусы аудитории, ни под прогнозы боссов. Сегодня нам, конечно, не составило бы большого труда обосноваться на каком-нибудь крупном лейбле, однако мы удовлетворены собственными возможностями и ценим собственную независимость.

Ты менеджер популярной глэм-рок-группы Cinema Bizarre. К чему сводится деятельность на этом коммерческом поприще?
Tilo: Я продюсер, соавтор музыки и организатор всяческих акций, связанных с этой группой. Но работа с Cinema Bizarre в списке приоритетов находится ниже моей собственной музыки. Сейчас выходит альбом Lacrimosa, и все мое внимание, все силы посвящены именно этому.
...В Cinema Bizarre я могу дать выход каким-то коммерческим или попсовым музыкальным идеям, которые не хочу проворачивать с Lacrimosa. Возможно, если б не ЭТОТ проект, моя основная группа сейчас была бы более... даже не хочу подбирать слово. А в Cinema Bizarre я могу экспериментировать перед широкой аудиторией не в ущерб Lacrimosa.

SnakeSkin - электронный проект, запущенный в 2004-м, - для тебя скорее экспериментальный полигон или самостоятельная музыкальная единица?
Tilo: Как кто-то метко выразился, проекты и альбомы для музыканта - словно дети, и это именно мой случай, У Lacrimosa и SnakeSkinсвоя индивидуальность, и каждый из этих проектов мне по-своему дорог. Не могу сказать, что в какой-то из групп реализую себя больше, а вторую отвожу под своего рода музыкальную лабораторию для испытания новых идей. Это две независимые творческие единицы, и никогда не было такого, чтобы я колебался, в какой из проектов пристроить очередной свежее-сочиненный музыкальный фрагмент. Как только мелодия приходит, я знаю, куда она пойдет дальше. Несмотря на довольно долгое молчание, проект SnakeSkin жив, просто у меня пока нет на него времени. Как только закончим туры в поддержку Sehnsucht, планирую заняться делом поплотнее, ибо идей уже накопилось порядком.

Тебе доводилось гостить на альбомах других коллективов: в частности, я хорошо помню твое участие на Endorama Kreator и Masquerade Dreams Of Sanity. Расскажи, какие из «походов в гости» вспоминаются сегодня как что-то особенное?..
Tilo: Из того, что я делал в составе других групп, больше всего запомнились три эпизода. Первый - это Kreator. Нас с этой группой связывает не только дружба, но и любовь к одному стилю: я большой поклонник трэша и дэта конца 80-х - начала 90-х. Сотрудничество было интересным: ребята из Kreator приоткрыли для себя готические элементы на альбоме Endorama, а я, будучи готом, получил возможность поиграться с агрессивным металлом. Своего рода музыкальные каникулы, на которых мы как бы отправились в гости друг к другу.
Второй эпизод - это совместная работа с австрийцами Dreams Of Sanity, которые выпускались на моем лейбле. Я спел партию Призрака на кавере уэбберовской «The Phantom Of the Opera», которая вошла на альбом Masquerade 1999 года. Эта песня - классика нашего времени, и исполнять ее было огромным удовольствием.
И, наконец, номером три в моем списке идет коллаборация с Йоахимом Виттом, немецкой поп-звездой 80-х, на его альбоме Bayreuth 3 несколько лет назад. Я не только спел, но и был задействован в творческом процессе, что оказалось очень интересным опытом. (К слову, в гостях у маститого певца также побывали Apocallyptica и OOMPH! -прим. авт.)

То есть ты открыт для любых предложений сотрудничества?
Tilo: Да, если мне нравится группа и нравится музыка - абсолютно.

Сегодня ты считаешься одним из тех, кто определил развитие готик-метала как музыкального жанра. Каким видишь место Lacrimosa в музыкальной истории, скажем, сто лет спустя?
Tilo: Думаю, мы будем забыты. Ибо музыка (в ее основной струе) все больше тяготеет к лаконичным и легкоусвояемым формам. Если так пойдет дальше, то голой эмоциональности, атмосферным музыкальным палитрам и трекам по 10 минут совсем не останется места в мейнстриме. Так что вероятность, что наши пра-пра-пра-пра-правнуки будут слушать эту музыку, ничтожно мала.

Ну, по крайней мере, мы с тобой этого уже не увидим...
Tilo: Хм. Не скажи! Я абсолютно убежден, что человек вечен. Нет, речь не о возвращении в этот мир в виде цветочков или камушков, но я верю, что душа продолжает жить. Как многие знают, я очень религиозен. Христианство - основная часть моего мировоззрения и, как следствие, эти убеждения отражаются на творчестве и идеях Lacrimosa. Поэтому для меня физическая смерть - это еще не конец. Так что очень может быть, что мы застанем будущее, явимся пра-пра-пра-пра-правнукам во сне и скажем (зловеще шепчет): «Э-э-э-эй, ты должен послушать Lacrimosa!» (Смеется.)


Источник: 1rock, 3(5) июнь 2009, Kayodot

Перепечатка материала только со ссылкой на первоисточник

[Назад к списку]





Ich bin der brennende Komet,
der auf die Erde stoßt,
der sich blutend seine Opfer sucht.

Внимание!

Уважайте чужой труд! При перепечатке информации данного раздела ссылка на LacrimosaFAN.ru обязательна.

Rambler's Top100
All pictures, logos from the band: © Hall of Sermon GmbH & www.LacrimosaFan.ru creators © 2004 – 2019 / All rights reserved.